Превосходство инноваций
/0472/ 64-72-50

Переход на термоклей

Источник: Журнал «Мир упаковки»

Проблема выбора между «холодными» и «горячими» клеями встала перед упаковочными предприятиями Украины не столь давно. Экономическая и маркетинговая целесообразность  –  первый и главнейший вопрос, решаемый предприятием при переходе на термоклей. Здесь следует учитывать следующие факторы. Прежде всего, сферы применения различных клеев все-таки имеют достаточно четкие границы. Если, по оценкам операторов рынка, на рынке крепкого алкоголя и вина в качестве этикетировочного средства «холодный» клей удерживает более 95%, то в комбинациях ПЭТ тара + ПП  этикетка, а также в массовом производстве картонной упаковки доля термоклея   –  не менее 80%. Но не следует также упускать из виду тенденцию параллельного применения обоих видов, которую с достаточной наглядностью может проиллюстрировать ситуация на «Оболони». Таким образом, одним из важнейших факторов, определяющих выбор вида клея, является специализация производства и его ориентация на использование определенных упаковочных материалов.

Решающим аргументом является массовость производства и производительность мощностей. Вряд ли предприятие, имеющее рабочего-склейщика, зарабатывающего 300-400 грн. в месяц, и вполне удовлетворенное производительностью его труда, заинтересуется оборудованием для нанесения термоклея. С другой стороны, интерес к нему производств, оснащенных скоростными высокопроизводительными линиями, выглядит вполне закономерным. Аргументация предельно проста: предприятие вычисляет слабые звенья технологической цепи, не позволяющие максимально загрузить весь комплекс оборудования. И если вся линия «притормаживает» на этапе этикетирования, выбор термоклеев, при наличии определенных финансовых ресурсов, практически предопределен. Завод тратит на оборудование, но оно «отбивает» себя достаточно быстро.

Следующий аргумент отнюдь не бесспорен. Речь идет о маркетинговой целесообразности  –  эстетической безупречности этикетки и ее повышенной стойкости к внешним воздействиям. Этот аргумент вполне состоятелен разве что для предприятий, доводящих свой продукт до потребителя по очень длинным логистическим цепям с неоднократными перегрузками и изменениями температурного режима, вследствие которых бутылка «потеет» и этикетка на «холодном» клее может не только сморщиться, но и частично отклеиться, что, в свою очередь, ведет к потере продуктом товарного вида. Во-первых, в наш век, век логистики, таких производителей становится все меньше. Во-вторых, и это главное, отечественными производителями водно-дисперсионных клеев достигнут очень высокий уровень качества, позволяющий говорить о полном соответствии функциональных свойств «холодных» клеев ставящимся перед ним задачам.

Краеугольным камнем в принятии решения о переходе  является стоимость расходных материалов и оборудования. Стоимость линии по нанесению термоклея может быть на несколько порядков выше стоимости аналогичного оборудования, специализированного для применения водных дисперсий. Только одна станция разогрева может стоить дороже всего комплекса «холодноклеевого» оборудования. А в целом стоимость зависит от специализации линии и ее комплектности. Варьируется емкость бака, количество и диаметр шлангов, число форсунок. Устройство системы подачи расплава под давлением существенно отличается сложностью от устройства насоса по подаче дисперсионных клеев. Свою стоимость имеют тугоплавкие нагревательные элементы. Форсунки  –  высокоточное оборудование из термостойкого материала, также имеющего соответствующую цену. Все это, повторимся, определяет применение термоклеев преимущественно в поточном массовом высокоскоростном производстве, где скорость этикетирования может быть увеличена многократно. Именно здесь «минус» более высокой стоимости перевоплощается в безусловный и очень значимый плюс.

Кроме того, рассматривать экономическую эффективность использования того или иного вида клея только со стороны применяемого оборудования и «расходников» некорректно. Нужно сравнивать эффективность (причем не только финансовую, но и временную), технологического цикла во всей его полноте и, прежде всего, в ракурсе повышения производительности. И даже шире: свою лепту в экономию может внести и логистика, причем как транспортная, так и складская  –  все-таки термоклей более стабилен физически и менее объемен в качестве перевозимого и хранимого груза.

Автор: Ю. Пойманов